Невнятные аналогии

Опять много мыслей в голове и необходимо их как-то упорядочить и изложить сюда, чтобы они не потерялись в лабиринтах моих нейронных связей.
Первое, о чем хотелось бы написать, так это о том, что творится в университете, ведь университет для меня это основная часть моей жизни, по крайней мере на данном этапе, если не считать жизнь семейную. Университет это … учебное заведение, где обучающиеся там люди получают знания. Думаю, что Вы сказали бы именно так, особенно, если Вы учились в университете давно или вообще не учились. По идее, университет должен давать людям знания. Но, хотят ли люди эти знания получать? Мой поток, на котором я учусь, да и не только он, а вообще студенты университета по большей части учатся только в самом конце семестра две последние недели. С одной стороны это верный подход, так как в течение семестра есть масса интересных вещей, которыми можно заниматься, при этом отложив все свое образование в сторону, как и поступило n-ное количество студентов. Но у этого подхода есть и другая сторона, которая их, возможно, не обрадует, хотя даже если они это узнают, то не расстроятся, так как не увидят в этом причины для расстройства. Все те знания, которые нам давали и дают сейчас необходимы для дальнейшего изучения различных наук. Та же математика, которую мы изучали четыре семестра она сплошь и рядом в каждом предмете, который мы изучаем сейчас. Куда ни посмотришь, везде интегралы, дисперсии, матричные преобразования, ковариации, кореляции, вектора, пространства и подпространства, базисы и еще масса огромного математического аппарата, который как снежный ком катится через все предметы, добавляя на себя очередной закон из любой отрасли науки. Ну, как говорится, меньше знаешь — меньше забот и вопросов, а для нас от этих людей только польза — меньше будет конкуренция на рынке труда, когда мы выпустимся.
Продолжим тему образования. Во время обучения в университете… нет, надо немного раньше начать. Итак, учась в школе, был у меня один такой товарищ и друг — Андрей Dew Нестеров, который сейчас успешно служит на Новой Земле. Дружили крепко, сейчас до сих пор общаемся, когда выпадает такая возможность. Но не в этом суть. Суть в том, что раньше, когда мы с ним сидели смотрели какой-нибудь фильм, или слышали песню, то этот человек в мгновение просто определял на кого похож такой-то актер или голос исполнителя песни. Меня это поражало, так как я не старался в поиске таких аналогий, ибо не видел в них никакого смысла. По-моему, надо воспринимать предмет, неважно какой, как индивидуальность прежде всего, но при этом, конечно, не стоит забывать, что все является единым в этом мире и сосуществует в глобальном множестве взаимосвязей. За школьные годы я так и не научился видеть все эти аналогии, да и вообще, на лица у меня не особо память развита, из-за чего, некоторые, кстати, обижаются, когда я их не узнаю и, как следствие, не здороваюсь. За школьные годы не научился, но в университете, то ли сознание поменялось, то ли еще чего, но тут пошло поехало. Правда актеров и солистов я до сих пор отличить не могу, зато научился кое-чему большему.
На первом курсе, особенно в самом его начале, довольно сложно было организовать свою учебу, так как нужно было не только учиться, но и самовоспитывать себя, выполняя работу по дому. Уходило много времени на готовку, еду, всякую домашнюю ерунду, да и на тот же банальный Контакт, за которым можно было просто залипнуть на пару часов, и учеба, в основном, проходила в поздние вечера, или даже ночи. Помнится, перед лабораторной работой по физике ночь была стабильно бессонной часов до 3-4 утра, а то и вовсе до следующего вечера. Из-за поменявшегося режима дня с летнего, когда вставал когда хотел, а ложился более-менее в одно и то же время, строился режим, когда вставать каждый раз надо было когда-то утром (расписание было во вторую смену, которая при этом наползала на первую), а ложиться получалось не раньше часа ночи. Плюсом ко всему — было обилие новой информации, новых знакомств, предметов, особенно таких, на которых ты сидишь и ничего не понимаешь, но все усердно записываешь и все одно стараешься понять, которые изматывали наши растущие умы так, что приходя домой сил уже ни на что не оставалось. Вот на таких различных предметах, начались все эти ассоциативные «фантазии». Как сейчас помню, что сидел я на первой парте на лекции по физике. Наталья Николаевна в упор смотрела на меня, а я ничего с собой не мог поделать и глаза сами закрывались, хотя тема по физике была довольно интересной. Вот в такие моменты, когда царство Морфея накатывало во время лекции, когда уши продолжали слушать слова лектора, а руки иногда продолжали записывать, постепенно превращая почерк в подобие кардиограммы умирающего человека, залезая на пару-тройку строчек вниз, и рождались необычные ассоциации. Несколько примеров моих снов-ассоциаций:

  • Математический анализ. Функция = пакетик чая. Дифференцирование = заваривание. Если функция дифференцируема, то пакетик чая заваривает стакан чая, если нет, то вода остается прозрачной. Как сейчас помню, что очень хотел пить на лекции и приснилось такое видение.
  • Алгебра и Геометрия. Работа с векторами. Точно сейчас не помню, что проходили такое, но суть в том, что вектор представлялся тарелкой пельменей, а когда с ними что-то делали, то пельмени летали с тарелки на тарелку. Как-то так, в общем, хотя есть я на тот момент не хотел.

Вот с этих самых аналогий из первого семестра и начались мои переложения различных предметов, которые нам давали, на нашу жизнь. Друзья и одногруппники от моих аналогий просто сходили с ума, говоря, что я своими аналогиями просто «выношу им мозг». А сосед сказал, что лучше бы я об этом никому не рассказывал — за сумасшедшего сочтут. Ну да ладно. у каждого человека свои причуды — у меня такие. Были еще различные аналогии с линейными оболочками и векторами, которые я успешно применял к людям и помещениям, описывая все через матричные операторы, переходы из пространства в подпространства и т.д. Линейная алгебра — до сих пор моя любимая тема. К чему же в итоге я поднял такой пласт своей биографии???
Еду я сегодня домой на маршрутке. Сижу, думаю о чем-то. Вспомнил эти свои аналогии. И вот в тот момент, как я их вспомнил, тут же, появилась в голове 3d-модель этой самой маршрутки и осознание того, что, теоретически, мы уже можем ее рассчитать полностью, причем неважно в каком состоянии (имеется в виду покой, движение, ускорение и т.д.). На основе тех знаний, которые нам дали за прошедшие два с половиной года, я не смогу рассчитать разве что толщину деталей, которую надо использовать, чтобы вся конструкция не сложилась на первой же кочке, ну или смогу, но только с точки зрения физики, а не какого-нибудь сопротивления материалов или материаловедения, что в принципе одно и то же. В остальном, нам дали курсы физики, алгебры, математического анализа, теоретической механики, химии, инженерной графики, начертательной геометрии, электротехники, программирования, алгоритмизации и еще много всего другого, что реально позволяет сделать модель почти чего угодно. Уже получилась крепкая база наук, которую, при этом, нам постоянно пополняют и расширяют, увеличивая знания по изученным предметам, находя для них новые и новые применения. Осознание всего этого, дало небольшой толчок к дальнейшей учебе, так как мельком была видна цель изучения нами такого широкого спектра наук.
Но. До этого в тексте были видны плюсы сегодняшней системы образования в университете, если не считать тех лентяев, которые умудряются на 3-4 закончить семестр, учась всего пару недель или, максимум, месяц. Минусом, который мне дал понять один из предметов, преподаваемый нам, является то, что нас не учат создавать. Точнее не то, чтобы не учат. Нас не мотивируют создавать что-либо новое. Сколько было курсов, где надо было добавлять свои элементы, самим, творчески подходить к делу, добавляя в деталь какие-то свои элементы, создавая программу с нуля, во всех таких курсах у большинства были огромные затруднения и виделось моральное отторжение на уровне подсознания. Но мы же не будущие служащие конвейера, где не надо думать, а только делать монотонную работу???
Вчера, посмотрели с женой фильм «Социальная сеть», который повествует о создании известной всем социальной сети facebook одним из студентов Гарварда — Марком Цукербергом. Там звучала просто прекрасная фраза, которая относится ко всем студентам Гарварда: «Студенты Гарвада не ищут работу — студенты Гарварда создают работу». И если у них это развивается и поднимается централизованно, то у нас я такого либо пока не заметил, что есть, либо этого нет. Вообще, в европейском и американском высшем образовании есть один большой плюс — это огромная свобода обучающихся. Они не проходят то, что навязывает государство, а выбирают сами курсы, которые будут проходить и по которым будут сдавать экзамены. Они могут в любое время дня и ночи прийти в университет, открыть лабораторию и начать воплощать в жизнь свои идеи. И это не придумки, а рассказы реальных людей, которые учились не только в России, но и за рубежом. В частности, в той же Финляндии, когда приехала студентка по обмену в университет, то ей дали ключи от университета, со словами «Вдруг Вам захочется позаниматься в воскресенье вечером». Да и вообще, вспомните хотя бы зарубежные фильмы, в которых университеты просто кипят различными исследованиями. Когда это будет у нас и какую форму примет адаптируясь под российский менталитет и нравы — не известно. Ведь, как все знают, мораль русских очень сильно отличается от морали жителей других стран. Если у них в образовании есть конкуренция и, как следствие, никакого списывания, потому что они видят, что повышение оценок твоих сокурсников влечет только увеличеник конкуренции на рынке труда за твое рабочее место, то у нас об этом, по-моему, почти никто просто не задумывается. А потом только удивляются: «Почему это уровень подготовки российских школьников/студентов/выпускников с каждым годом все ниже и ниже?» Да все преподаватели в голос говорят, что с каждым годом абитуриенты приходят все менее и менее подготовленными. Вот только государство с этим ничего не делает, видимо, им до этого дела нет. У них там свои заботы. Продолжать данную тему можно вечно. Вспомнить ту же цитату, что «каждый народ заслуживает свое правительство», «Хотели как лучше, получилось как всегда» и т.д. Но, это, возможно, уже будет в другом посте. А в этом, наверное, все, хоть я и не рассказал того, что еще хотел поведать Вам, но не надо делать выводы, что я Вам это уже и не расскажу никогда.
Всего доброго, учитесь, даже если у вас уже есть диплом и вы уже работаете все одно учитесь и не прекращайте свое обучение, достигнув какого-то результата. Знайте, что этот результат только промежуточный, маленький-маленький шаг, к чему-то большему. Чему?.. спросите себя сами, а я пошел в свои сны.