Рубрики
Дневник

..беда образования

Как хорошо знать, что твои знания тебе пригодятся. В школе это было очевидно: ты знал, что ежегодно по таким-то предметам, почти по всем, проводятся олимпиады, на которых ты можешь показать себя в той или иной области. Были контрольные и потихоньку приближались итоговые экзамены, которые во время моего обучения хоть и перешли с классической формы к форме тестирования, но при этом диапазон опрашиваемого материала не очень-то и изменился. Все так же нужно было знать способы решения задач, различных видов неравенств и уравнений, геометрических задач, много всего по литературе и русскому языку и т.д. Не столько важно, что требовалось на этих экзаменах, ибо важнее было то, что требовалось на вступительных экзаменах в вуз, но это не очень отличалось. Разве что математика и физика были несколько суровее школьной, но и их можно было выучить за отведенное для этого время. Главное — это рубеж выпускных и вступительных экзаменов, когда эти знания будут нужны. Ты знал, что они тебе понадобятся и какой бы соблазнительной ни была весенняя погода, но ты сидел и учился. Сейчас же все гораздо сложнее…

Невозможно учесть все возможные варианты развития, особенно в масштабах государства или какой-либо обширной отрасли (хотя тут я, конечно, вру, ибо в некоторых науках все же развитие очевидно, но и там, бывает, найдется свой Лобачевский, который все перелопатит). Мы все помним опыт плановой экономики нашей страны, правда кто-то помнит по книжкам, а кто-то испытал его на себе. Так и университетские программы образования учат нас тому, что если еще и не устарело на момент изучения в вузе, то устареет к моменту выпуска из вуза. И как понять в этой ситуации, что же учить? Да знай я на первом курсе, что Google сделает Android, я бы забил на C и C++ и весь отдался бы java и изучению ее frameworks. Но Я же этого не знал! И никто не знал!

Выход в такой ситуации один — во время обучения отхватить у системы образования как можно больший кусок гранита, чтобы иметь обширные познания в разных областях и, в итоге, угадать хотя бы с одной, которой потом и заниматься. Но система настолько скупа и стара, что просто нечего прихватить с собой. Спасают дополнительные тренинги и курсы, организуемые различными компаниями, вроде Яндекс с их школой обработки данных, ABBYY, академии современного программирования, Computer science club в ПОМИ РАН и мн.др. Особо приятны из них те, которые не навязаны здоровенными гигантами софтверного производства, а создаются энтузиастами мира сего. Они, подобно неуверенным первым шагам младенца, ставят себя на стезю обучения новых кадров своей отрасли. Таких энтузиастов очень мало, так как мало специалистов могут понять и, что важнее, осознать нехватку качественных специалистов в их отрасли, и только единицы, осознав это, готовы что-то менять и делать ради этого.